Пластика костюма это

Тема 6. Роль материала в создании формы костюма

1. Понятие о форме и формообразовании костюма

Рис. 6.1. Изменение формы костюма в процессе формообразования

Внешнее проявление структуры костюма – это его форма, которая занимает в проектировании костюма одно из главных мест. Развитие формы тесно связано с изменениями моды и изменениями силуэтных решений (рис. 6.1). И все изменения моды образуют непрерывное движение формы, поэтому формообразование в проектировании играет большую роль.
Формообразование частей одежды осуществляется, главным образом, конструкцией: чем сложнее форма, тем многообразнее могут быть конструктивные линии выражающие её.
В каждом виде одежды различают два вида форм:
• главные – формы, которые составляют основу одежды, например, лиф, юбка, рукава;
• декоративно-костюмные – формы, которые служат для внешнего обогащения модели, к ним относятся декоративные элементы, а также детали одежды.
Особенностью декоративно-костюмных форм является то, что они не могут существовать самостоятельно, они должны подчиняться главным.
Каждая рассматриваемая форма одежды характеризуется следующими первичными элементами: геометрический вид формы, поверхность формы, конструктивные и декоративные линии, величина формы, масса формы, фактура материала, цвет и рисунок материала формы, орнамент, отделка и отделочные материалы.
Главным в моделировании формы одежды является материал, в зависимости от которого определяется способ образования формы.

2. Зависимость пластики формы от свойств материала

Под пластикой формы понимают постепенный переход от одного направления формы в другое. В зависимости от свойств материалов меняется пластика формы. Поэтому рассмотрим основные физико-механические свойства тканей.
• Растяжимость. По нити основы ткани растягиваются мало, по нити утка – значительно больше, а в косом направлении – особенно сильно. Из тканей, обладающих большой растяжимостью не следует проектировать изделия косого кроя, узкие платья с накладными и прорезными карманами, т. к. ткани в про-цессе эксплуатации вытягиваются и изделия теряют форму. В данном случае разрабатывают изделия свободной формы малого и умеренного объема.
• Усадка – частичное изменение длины и ширины ткани после увлажнения и влажно-тепловой обработки (хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные ткани обладают большой усадкой, синтетические – малой усадкой).
Полезная усадка (присуща чистошерстяным и полушерстяным тканям) позволяет создавать и длительно удерживать форму с помощью влажно-тепловой обработки (оттягивать и сутюживать отдельные участки изделия).
Отрицательная усадка – сокращение ткани под воздействием воды и влажно-тепловой обработки. Поэтому ткани подвергаются предварительной декатировке.
• Осыпаемость (отрицательное свойство) – способность ткани осыпаться на срезах (искусственный шелк, шифон). При моделировании необходимо избегать применения подрезов, сложных рельефов, кокеток, прорезных карманов, ластовиц в цельновыкроенных рукавах.
• Упругость (сминаемость) ткани – отрицательное свойство. Ткани, не обладающие упругостью, легко мнутся и их нельзя использовать для слишком узких, прилегающих изделий, драпировок, рюш, складок. Шерстяные ткани мнутся мало, льняные – наоборот.
• Раздвижка нитей в швах характерна для натурального шелка, искусственных волокон, некоторых хлопчатобумажных тканей. При моделировании следует избегать узких форм.
• Драпируемость – способность ткани образовывать симметрично спадающие округлые складки. Чем мягче ткань, тем выше ее драпируемость (пластические свойства материала).

3. Декоративные свойства тканей: фактура, рисунок

Фактура — это внешнее проявление структуры ткани. Разные фактуры по-разному взаимодействуют с формой. Например, изделие из длинноворсового меха придает форме костюма округлость, обобщенность. Наиболее точно без искажений характер формы передают гладкие фактуры.
Различают следующие фактуры тканей:
• гладкие (поплин, сатин, атлас);
• шероховатые (креп, мосс-креп);
• плотные (атлас, драп, сукно) или тонкие (джерси, жоржет),
• мягкие (батист, поплин, флис) и жесткие (гипюр, парча, крепжоржет);
• нежные (шифон, джерси) и грубые (рогожка);
• скользящие (вискоза) и нескользящие (ткани с шероховатой поверхностью);
• пушистые (мохер) и ворсистые (байка, фланель).

Все фактуры можно разделить на два вида:
• пассивные костюма фактуры (шелк, лен). Их элементы настолько малы, что практически неразличимы глазом. Такие фактуры имеют однородную нейтральную поверх-ность и могут служить идеальным фоном для отделки и декора;
• активные фактуры (букле, мех и др.). Они обладают ярко выраженными элементами. Они достаточно декоративны и не нуждаются в дополнительном украшении.
Фактура материала с ярко выраженной рельефностью (буклированная) зрительно увеличивает объёмность; гладкие, прозрачные поверхности уменьшают объём.

Всё многообразие рисунков тканей можно представить следующими видами:
• рисунки геометрического характера - горох, полоса, клетка, их варианты;
• рисунки растительного характера представляют собой изобразительные и стилизованные формы растительного и животного мира;
• рисунки смешанного характера строятся на комбинации растительных и геометрических мотивов;
• тематические рисунки наиболее ярко представлены в сувенирных и шейных платках (сюжетные, индустриальные, спортивные);
• рисунки абстрактного характера - беспредметные, где нет конкретной темы изображения.
Каждый рисунок имеет свой раппорт, то есть повторяемость одной и той же темы по всему полотну.
Ткань может иметь купонный рисунок (раппорт равен ширине ткани) и каймовый рисунок (рисунок сконцентрирован и насыщен в виде каймы).
Материал, оформленный рисунком, имеет различное заполнение поверхности. Разреженный рисунок увеличивает величину и массу одежды; уплотнённый – уменьшает.
При моделировании различных видов одежды следует учитывать характер рисунка в связи с разделением одежды по половозрастному признаку, назначению, сезону и харак-теру изготовления одежды (индивидуальное, массовое).

4. Основные виды материалов, их особенности

Работая над силуэтом будущего изделия, мы должны помнить о том, что есть тка-ни, которые хорошо держат форму (тафта, плотная шелковая ткань, лен с лавсаном), есть ткани, хорошо драпирующиеся (крепсатин, бархат), ткани струящиеся (шелковый атлас, шифон), облегающие (лайкра, трикотаж), объемные (букле, мех, махровая ткань).
Таким образом, уже за счет одной фактуры ткани дизайнер получает практически неограниченные возможности для творчества, позволяющие добиться любого эффекта, ведь каждая ткань имеет свои достоинства, важно только знать их и уметь ими правильно воспользоваться.
Трикотажные полотна пластичны, эластичны, не стесняют свободы движений, мягкие. Они идеальны для облегающих моделей и спортивных костюмов (джерси, вязаные полотна, бархат на трикотажной основе и т.д.).
Детали кроя из трикотажного полотна стачиваются специальной эластичной или узкой зигзагообразной строчкой.
Эластичные ткани могут быть растяжимыми как в продольном, так и в поперечном направлении. Очень практичны также биэластичные (растяжимые в обоих направлениях) ткани для облегающих моделей (эластичный хлопок, джерси, лайкра, мастичный папийон).
Креповые ткани имеют зернистую поверхность, на ощупь напоминающую песок. Они благородны, красиво ниспадают и хорошо драпируются.
Шерстяные ткани имеют слегка шероховатую поверхность. Они достаточно хорошо держат форму, поэтому идеальны для костюмно-плательного ассортимента.
Хлопчатобумажные и льняные ткани обладают пассивной фактурой, поэтому они дают возможность максимально использовать декор. Кроме того, они гигроскопичны и гигиеничны, что дает возможность использовать их для изделий летнего ассортимента.
Поверхность текстильного материала определяется видом ткацкого переплетения (полотняное, саржевое, репсовое и т.д.) и волокнистым составом (хлопчато-бумажные, льняные, шерстяные, смешанные и т.д.).
Кроме тканей, поверхность которых определяется видом переплетения, в дизайне одежды широко используются и другие материалы, поверхность которых характеризуется уже другими качествами. Такими материалами являются: искусственная и натуральная кожа, мех, замша, разнообразные пленки.

5. Связь форм костюма с пластическими свойствами материалов.

Важнейшими свойствами, определяющими форму костюма, являются пластические свойства материалов. Работая с различными швейными материалами — тканью, трикотажем, кожей, мехом — художник должен предвидеть их поведение в проектируемом костюме, раскрыть их выразительные качества и способности.
Характер поведения ткани обусловливается волокнистым составом, способом его выработки и отделки. Каждый вид волокон по-своему воздействует на пластику материала, на его возможность образовывать мягкие или жесткие складки, плотную или рыхлую форму. Одни материалы способны сохранять заданную форму без поддерживающих каркасов, другие создают неустойчивую подвижную форму, постоянно изменяющуюся в процессе движения человека. Таким образом, благодаря пластическим свойствам швейных материалов, образуется различный композиционный строй костюма.

Влияние пластических свойств ткани на характер формы одежды можно наблю-дать на примерах исторического костюма. Сравним для этого народный русский и китайский костюмы.
Русские крестьянки шили свою одежду из домотканого льняного или шерстяного полотна. Такая ткань отличалась значительной толщиной и жесткостью, поэтому она плохо драпировалась и была способна образовывать лишь жесткую форму одежды футлярного типа. Эти качества ткани определили характер пластики костюма — прямолинейную геометрическую (рис. 6.2).
Китай же издавна славился производством высококачественного шелка. Естественно, что одежда в Китае изготавливалась преимущественно из шелковых тканей, которые имеют прекрасные пластические свойства: «текучесть», подвижность, способность создавать красивые драпировки. Поэтому китайский костюм имеет совсем иной, в отличие от русского, криволинейный характер формы (рис. 6.3).

Рис. 6.2. Русский костюм; Рис. 6.3. Китайский костюм

Проектируя новую форму костюма, нужно помнить о соподчиненности пластики си-луэта с пластикой всех его деталей и элементов. Единство композиции предмета достигает-ся тогда, когда в ней существует связь между целым и частями. Если силуэт решен в од-ном пластическом ключе, а его элементы в другом, то может возникнуть противоречие между деталями и целым, а это ведет к несостоятельности композиционного решения.

Подведем итоги:
• Внешнее проявление структуры костюма – это его форма, которая занимает в проектировании костюма одно из главных мест.
• В каждом виде одежды различают два вида форм: главные и декоративно-костюмные.
• Главным в моделировании формы одежды является материал, в зависимости от которого определяется способ образования формы.
• Под пластикой формы понимают постепенный переход от одного направления формы в другое.
• Пластика формы меняется в зависимости от физико-механических свойств материалов: растяжимости, усадки, осыпаемости, сминаемости, раздвижки нитей в швах, драпируемости.
• Фактура — это внешнее проявление структуры материала. Существует 2 вида фактур: пассивные фактуры (шелк, лен) и активные фактуры (букле, мех и др.).
• Уже за счет одной фактуры ткани дизайнер получает практически неограниченные возможности для творчества, позволяющие добиться любого эффекта, ведь каждая ткань имеет свои достоинства, важно только знать их и уметь ими правильно воспользоваться.
• Существуют следующие виды рисунков тканей: геометрические, растительные, смешанные, тематические, абстрактные.
• Каждый рисунок имеет свой раппорт, то есть повторяемость одной и той же темы по всему полотну.
• Разреженный рисунок увеличивает величину и массу одежды; уплотнённый – уменьшает.
• Основные виды материалов: трикотажные полотна, эластичные ткани, креповые ткани, шерстяные, хлопчатобумажные и льняные ткани, искусственная и натуральная кожа, мех, замша, разнообразные пленки.
• Характер поведения ткани обусловливается волокнистым составом, способом его выработки и отделки. Существуют ткани, которые хорошо держат форму (тафта, лен с лавсаном), есть ткани, хорошо драпирующиеся (бархат), ткани струящиеся (шелковый атлас), облегающие (трикотаж), объемные (букле, мех).
• Благодаря пластическим свойствам швейных материалов, образуется различный композиционный строй костюма.
• Проектируя новую форму костюма, нужно помнить о соподчиненности пластики силуэта с пластикой всех его деталей и элементов.


Источник: http://vtk34.narod.ru/petruk_osnovimodelirodejdi/book/book10.htm


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Тема 6: Роль материала в создании формы костюма Стрижка болонок до и после

Пластика костюма это Композиция костюма - Трикотажные изделия
Пластика костюма это Пластика Студопедия
Пластика костюма это 4.3. Пластика
Пластика костюма это 4188RU Melatone купить: цена на HPL цвет сосна
Пластика костюма это АИС: Словарь маркетинговых терминов
Пластика костюма это Азалия. Уход. Как ухаживать за азалией
Визанна (таблетки) Отзывы врачей и пациентов Инструкция Дрожь в теле, причины и лечение - Компьютер и здоровье Как одеваться женщинам с пышными формами Комитет земельных отношений Официальный сайт Городской Летний душ из дерева своими руками: фото, как